В современном мире объем потока информации огромен! Вопрос защиты несовершеннолетних от негативного информационного воздействия становится все более актуальным. Становится необходимостью ограничение доступ учащихся к интернет-ресурсам в образовательных учреждениях, к которым за последние года предъявляются требования и в части предоставления учащимся необходимых знаний для осознанного использования информации.
Актуальные проблемы информационной безопасности образовательного учреждения рассматриваются Институтом переподготовки и повышения квалификации в программах повышения квалификации, направленных на информационную безопасность в образовательной организации и на безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации. Важно ли это? Конечно! Информационная безопасность образовательного учреждения в наступившем цифровом мире становится одной из приоритетных задач. С развитием технологий и цифровизации учебного процесса возникают новые угрозы и вызовы, с которыми они сталкиваются. Важно понимать, что образовательные учреждения хранят и обрабатывают большое количество конфиденциальной информации, такой как личные данные учащихся, финансовые сведения и документы преподавателей. Эта информация может стать объектом кибератак, если не обеспечить ее надлежащую защиту.
Именно недостаточная осведомленность преподавателей и администрации об угрозах информационной безопасности делает их уязвимыми перед кибератаками. Необходимо проводить систематическое повышение квалификации в области информационной безопасности, чтобы своевременно реагировать на стремительные изменения в современном мире, повышать таким образом осведомленность и сделать сотрудников более готовыми к возможным угрозам.
В целом, обеспечение информационной безопасности образовательных учреждений требует комплексного подхода, включающего в себя не только обучение специалистов, но и совершенствование технических средств защиты, контроль за сетевой инфраструктурой и внедрение мер по предотвращению социальной инженерии. Только объединив усилия в этих направлениях, можно обеспечить надежную защиту информации и добиться информационной безопасности образовательного процесса.
Немаловажную роль представляет и формирование основ обеспечения информационной безопасности учащихся, защита от информации в интернете.
Выделим 3 основные задачи педагогического характера для организации мероприятий в части информационной безопасности:
1. Формирование у обучающихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов. Как реализуется? Например, проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий, посвященных информационной безопасности. На информатике можно обсуждать правила безопасного использования интернета, социальных сетей, электронной почты и иных онлайн-ресурсов. Также можно организовать экскурсии в библиотеки и музеи, где учащиеся смогут ближе познакомиться с традиционными, скажем так, источниками информации и научиться работать с ними.
2. Формирование устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности. Речь о необходимости проведения регулярных бесед или лекции о правилах поведения в интернете и о том, как избежать мошенничества, вирусов и других угроз. Важно объяснять учащимся, почему важно сохранять конфиденциальность личной информации, не делиться своими данными с незнакомыми людьми и не открывать подозрительные файлы и ссылки.
3. Развитие способности у обучающихся умения распознать и противостоять негативной информации в интернете. Критическое мышление с анализом информации – вот пример того, на что важно делать акцент при обучении. Можно проводить семинары по развитию навыков фильтрации информации, давать учащимся на реальных примерах учиться отличать достоверные источники от фейковых и пропагандистских материалов. Также важно обсуждать с учащимися различные точки зрения на актуальные события и явления, чтобы они могли сформировать свою собственную позицию и не поддаваться манипуляциям.
Эти задачи требуется решать всесторонне и систематически на всех этапах деятельности в учебном заведении, применяя различные методы и инструменты обеспечения безопасности информации:
-
ограничение доступа к сайтам с нежелательным содержанием и контроль действий учащихся в интернете с помощью специальных приложений и программ;
-
установка лимита времени, проводимого учащимися в интернете;
-
ограничение доступа к социальным сетям и развлекательным платформам, особенно во время учебных занятий;
-
обучение правилам безопасного поведения в интернете, например, безопасное хранение паролей и их периодическая смена, недопущение разглашения личной информации и соблюдение осторожности в социальных сетях;
-
использование менеджеров паролей для упрощения поиска и хранения паролей;
-
обсуждение с учащимися возможных проблем и опасностей, с которыми они могут столкнуться в интернете, и обучение способам их решения;
-
обучение правилам общения в интернете, включая уважение к другим пользователям, отказ от распространения оскорбительных и неприемлемых материалов, а также умение распознавать и избегать интернет-мошенников и киберпреступников.
Немаловажную роль в профилактике информационного воздействия на учащихся играют и родители, которые выступают первыми проводниками ребенка в «мир» интернета и должны оказывать ему помощь в отборе и восприятии информации, а также использовать развивающий и образовательный потенциал средств массовой коммуникации. Следует помнить, что не только образовательная организация играет значимую роль в формировании информационной безопасности учащихся. Важно, чтобы взаимодействие между семьей и учебным заведением в этом контексте начиналось с самого раннего школьного возраста.
Тем не менее, не всегда родители и учителя могут предвидеть все угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в онлайн-пространстве. Профилактика и борьба с информационным воздействием на учащихся является одной из ключевых задач современного образования. Только комплексный подход, включающий работу с учащимися, родителями и обществом, позволит эффективно бороться с негативным информационным воздействием и способствовать гармоничному развитию личности.
Автор: Татьяна Саленкова
Методист в помощь methodisthelp.ru