Все статьи
ДПО в правовом измерении

Роль и требования к образованию педагога-психолога: ключевые аспекты в сфере образования

Время прочтения 2 минуты
Просмотров 828
6 нравится
Роль и требования к образованию педагога-психолога:  ключевые аспекты в сфере образования

Современное образование ставит перед педагогическими работниками сложные задачи, связанные с развитием и поддержкой обучающихся в процессе обучения. Одними из ключевых фигурантов образовательной среды становятся педагогическая психология и педагог-психолог. Роль педагога-психолога, его знания и опыт в психологии являются неотъемлемыми компонентами успешного педагогического процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Педагог-психолог представляет собой профессионала, обладающего специализированными навыками в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной среде. Работа педагога-психолога в образовании охватывает широкий спектр задач, направленных на поддержку психологического благополучия и развития обучающихся. Для качественного выполнения своих обязанностей педагог-психолог должен обладать определенным комплексом знаний и навыков, которые приобретаются в процессе дополнительного профессионального образования.

Педагогическая психология – это научная дисциплина, изучающая закономерности психического развития личности, психологические факторы обучения и развития. Вид профессиональной деятельности как «деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса» прописан в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденном Приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н и установленным к применению работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Деятельность педагога-психолога в образовании направлена на выявление и анализ психологических особенностей каждого обучающегося, а также предоставление целенаправленной помощи и поддержки в решении психологических проблем. Работа педагога-психолога основывается на тесном взаимодействии с педагогами, родителями и другими специалистами. Он предоставляет методическую помощь педагогам в организации образовательного процесса, помогает родителям лучше понимать и поддерживать своих детей, а также проводит индивидуальные и групповые психологические занятия.

Педагогическая психология является наукой, изучающей проблемы психологии и педагогики, взаимосвязь психологических и педагогических процессов в образовательной деятельности. Ее целью является разработка и применение методов, техник и технологий, способствующих успешному обучению, академическим достижениям, адаптации и социализации обучающихся. Педагог-психолог в сфере образования выполняет ряд важных функций, включая диагностическую, консультативную, коррекционную и превентивную работу. А непосредственно указанным выше профессиональным стандартом описаны две важные обобщенные трудовые функции, каждая из которых дополнительно включает в себя уточнения по номенклатуре трудовых функций:

А) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:

  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
  • психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
  • психологическая диагностика детей и обучающихся;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

Б) Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления:

  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Роль педагога-психолога в образовании невозможно преувеличить. Он является неотъемлемой частью образовательной системы, который способствует эффективному функционированию всего образовательного процесса. Результаты деятельности педагога-психолога оказывают значительное влияние на успеваемость, социальную адаптацию и психологическое благополучие обучающихся. Для успешного выполнения своей работы педагог-психолог должен обладать определенными требованиями и качествами. Прежде всего, важно иметь высшее образование в области психологии, а также проходить дополнительное профессиональное образование, направленное на приобретение специализированных знаний и навыков в области педагогической психологии. Кроме того, педагог-психолог должен обладать такими качествами, как эмпатия, терпение, коммуникабельность, аналитическое мышление и умение работать в коллективе. Важным фактором является также постоянное самообразование и изучение современных тенденций и методик работы в области педагогической психологии.

Таким образом, роль и требования к образованию педагога-психолога имеют важное значение в сфере образования. Этот специалист способен эффективно поддерживать и сопровождать обучающихся на разных этапах их образовательного пути, способствуя их гармоничному развитию и успешной адаптации в обществе. Ответственность педагога-психолога заключается в создании комфортной, безопасной и поддерживающей образовательной среды, где каждый обучающийся имеет возможность раскрыть свой потенциал и достичь успеха.

Автор: Татьяна Саленкова
Методист в помощь methodisthelp.ru

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями
ЗАДАТЬ ВОПРОС