Все статьи
ДПО в правовом измерении

Требования к образованию специалиста в области воспитания согласно профстандарту, вступившему в силу с 1 сентября 2023 г.

Время прочтения 4 минуты
Просмотров 374
7 нравится
Требования к образованию специалиста в области воспитания согласно профстандарту, вступившему в силу с 1 сентября 2023 г.

С 1 сентября 2023 г. вступил в силу Приказ Минтруда России №53н от 30.01.2023 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – профстандарт), действующий до 1 сентября 2029 г. (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 г. №72520). Статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирован порядок применения профессиональных стандартов, в соответствии с которым, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Видом профессиональной деятельности по вступившему в силу профстандарту стала педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся, при этом основной целью профессиональной деятельности специалиста в области воспитания является организация и осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей. На основании введенного профстандарта предъявляются следующие требования к образованию и обучению специалистов:

  • к советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями - наличие высшего образования в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по направлению профессиональной деятельности, в том числе с получением его после трудоустройства или высшего образования и ДПО по направлению профессиональной деятельности;
  • к социальному педагогу, старшему вожатому, педагогу-организатору, воспитателю и старшему воспитателю (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации), педагогу-библиотекарю, тьютору – наличие высшего образования или среднего профессионального образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшего образования или среднего профессионального образования и ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.

Встает вопрос, а какие требования в таком случае предъявляются к воспитателю в дошкольной образовательной организации? Требования к образованию и обучению воспитателей отражены в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н (ред. от 05.08.2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. №30550), где указано наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации. Специалисты, не имеющие обозначенного образования, могут пройти обучение по программе профессиональной переподготовки «Специалист в области воспитания» в ЧОУ ДПО «ИППК».

Ранее в статье «Как часто необходимо повышать квалификацию педагогическим работникам» рассматривался вопрос периодичности повышения квалификации педагогических работников. И вот следует указать, что рассматриваемым профстандартом для таких должностей, как социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель и старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации), педагог-библиотекарь, тьютор в разделе других характеристик указана необходимость прохождения не реже чем один раз в три года ДПО по программам повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности. Собственно, как и закрепленное в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023 г.) право для педагогических работников (включая воспитателей) на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Автор: Татьяна Саленкова
Методист в помощь methodisthelp.ru

Статьи по теме:

Как часто необходимо повышать квалификацию педагогическим работникам?
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями
ЗАДАТЬ ВОПРОС