Все статьи
ДПО в правовом измерении

Новые подходы формирования инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Время прочтения 2 минуты
Просмотров 1606
52 нравится
Новые подходы формирования инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном образовательном процессе все больше уделяется внимания формированию инклюзивной образовательной среды, которая предоставляет равные возможности для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Стало очевидным, что каждый ребенок имеет право на качественное образование и полноценное участие в обществе, независимо от наличия ограниченных возможностей здоровья. Формирование инклюзивной образовательной среды является ключевым аспектом работы педагогов и психологов, направленным на обеспечение равных возможностей для каждого ребенка. В данной статье рассмотрим новые подходы к организации и развитию инклюзивной среды в контексте образования, а также роль педагогов и учителей в создании такой инклюзивной среды.

Инклюзивное образование, согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Положения по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья регламентированы статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Тезисно можно обозначить следующие положения:

  • вводится адаптированная образовательная программа (на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц) для определения содержания образования и условий организации обучения и воспитания обучающихся;
  • регламентировано создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  • допускается получается образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • определены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование инклюзивной образовательной среды является многоаспектным процессом, требующим целенаправленного подхода и внедрения новых стратегий, направленных на обеспечение участия всех детей. Целью данного процесса является создание благоприятной среды, способствующей развитию каждого ребенка, независимо от его индивидуальных потребностей и способностей. Ключевыми компонентами формирования инклюзивной среды являются:

  1. Организация инклюзивной среды:
    • создание физически доступной среды, учитывающей особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных к потребностям каждого ребенка;
    • участие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, специалистов, в создании возможностей для инклюзивного образования.
  2. Развитие инклюзивной среды:
    • внедрение новых методик и подходов, способствующих созданию коллективного духа и взаимоподдержки в группе;
    • применение дифференцированного подхода к обучению, учитывающего потребности каждого ребенка;
    • создание партнерских отношений между различными участниками образовательного процесса;
    • развитие у детей навыков эмоционального интеллекта, способствующих пониманию и принятию различий.

Воспитание ребенка в инклюзивной среде играет значительную роль в его приспособлении и развитии. Оно направлено на формирование толерантности, эмпатии и уважения к различиям. Ключевыми аспектами воспитания ребенка в инклюзивной среде являются:

1. Поддержка социальной адаптации:

  • создание атмосферы сплоченности и взаимоподдержки в группе;
  • развитие навыков коммуникации и взаимодействия с разными людьми;
  • привлечение родителей и других участников образовательного процесса к сотрудничеству.

2. Развитие самооценки и самостоятельности:

  • поддержка успешных достижений каждого ребенка;
  • развитие способностей к самооценке и саморефлексии;
  • создание условий для развития самостоятельности и принятия ответственности за свои поступки.

Разработка благоприятных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью развития инклюзивной среды. Для создания условий, способствующих успешной инклюзивной среде, необходимо учитывать профессиональное развитие педагогов путем их обучения новым методикам и стратегиям, связанным с инклюзивным образованием, проведением регулярных тренингов и семинаров для обмена опытом и развития навыков, проведение информационных мероприятий и консультаций.

Формирование инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья является сложным, но важным процессом. Новые подходы к формированию такой среды способствуют созданию равных возможностей для каждого ребенка и реализации их потенциала. Педагоги и психологи играют ключевую роль в организации, развитии и воспитании в инклюзивной среде. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса можно построить образовательную систему, где каждый ребенок будет чувствовать себя важной и полноценной частью общества.

Автор: Татьяна Саленкова
Методист в помощь methodisthelp.ru

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями
ЗАДАТЬ ВОПРОС