В современном образовательном процессе все больше уделяется внимания формированию инклюзивной образовательной среды, которая предоставляет равные возможности для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Стало очевидным, что каждый ребенок имеет право на качественное образование и полноценное участие в обществе, независимо от наличия ограниченных возможностей здоровья. Формирование инклюзивной образовательной среды является ключевым аспектом работы педагогов и психологов, направленным на обеспечение равных возможностей для каждого ребенка. В данной статье рассмотрим новые подходы к организации и развитию инклюзивной среды в контексте образования, а также роль педагогов и учителей в создании такой инклюзивной среды.
Инклюзивное образование, согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Положения по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья регламентированы статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Тезисно можно обозначить следующие положения:
- вводится адаптированная образовательная программа (на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц) для определения содержания образования и условий организации обучения и воспитания обучающихся;
- регламентировано создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- допускается получается образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- определены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование инклюзивной образовательной среды является многоаспектным процессом, требующим целенаправленного подхода и внедрения новых стратегий, направленных на обеспечение участия всех детей. Целью данного процесса является создание благоприятной среды, способствующей развитию каждого ребенка, независимо от его индивидуальных потребностей и способностей. Ключевыми компонентами формирования инклюзивной среды являются:
- Организация инклюзивной среды:
- создание физически доступной среды, учитывающей особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных к потребностям каждого ребенка;
- участие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, специалистов, в создании возможностей для инклюзивного образования.
- Развитие инклюзивной среды:
- внедрение новых методик и подходов, способствующих созданию коллективного духа и взаимоподдержки в группе;
- применение дифференцированного подхода к обучению, учитывающего потребности каждого ребенка;
- создание партнерских отношений между различными участниками образовательного процесса;
- развитие у детей навыков эмоционального интеллекта, способствующих пониманию и принятию различий.
Воспитание ребенка в инклюзивной среде играет значительную роль в его приспособлении и развитии. Оно направлено на формирование толерантности, эмпатии и уважения к различиям. Ключевыми аспектами воспитания ребенка в инклюзивной среде являются:
1. Поддержка социальной адаптации:
- создание атмосферы сплоченности и взаимоподдержки в группе;
- развитие навыков коммуникации и взаимодействия с разными людьми;
- привлечение родителей и других участников образовательного процесса к сотрудничеству.
2. Развитие самооценки и самостоятельности:
- поддержка успешных достижений каждого ребенка;
- развитие способностей к самооценке и саморефлексии;
- создание условий для развития самостоятельности и принятия ответственности за свои поступки.
Разработка благоприятных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью развития инклюзивной среды. Для создания условий, способствующих успешной инклюзивной среде, необходимо учитывать профессиональное развитие педагогов путем их обучения новым методикам и стратегиям, связанным с инклюзивным образованием, проведением регулярных тренингов и семинаров для обмена опытом и развития навыков, проведение информационных мероприятий и консультаций.
Формирование инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья является сложным, но важным процессом. Новые подходы к формированию такой среды способствуют созданию равных возможностей для каждого ребенка и реализации их потенциала. Педагоги и психологи играют ключевую роль в организации, развитии и воспитании в инклюзивной среде. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса можно построить образовательную систему, где каждый ребенок будет чувствовать себя важной и полноценной частью общества.
Автор: Татьяна Саленкова
Методист в помощь methodisthelp.ru